ЭВОЛЮЦИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ПРОЦЕССУ ФОРМИРОВАНИЯ ПЛАТЁЖЕСПОСОБНОГО СПРОСА НАСЕЛЕНИЯ Evolution of theoretical approaches to the process of forming the populations effective demand
Заливчева О.В., д.э.н., ИАгП РАН O. Zalivcheva, doctor of economic sciences, IAgP RAS
Актуальность темы статьи связана с необходимостью развития теоретико-методологических подходов к анализу и прогнозированию динамики факторов, детерминирующих объём и структуру платёжеспособного спроса населения, в ситуации нестабильности потребительского рынка.
Целью статьи является изучение эволюции взглядов на формирование потребительского выбора в экономической теории, систематизация важнейших теоретических подходов и анализ их трансформации в условиях нарастания стратегических рисков.
Предметом исследования является понятие денежных доходов населения, их классификация, выявление степени влияния на спрос факторов экономического, социального и психологического порядка.
Новизна исследования состоит в осуществлении систематизации базовых концепций потребительского выбора с учётом новейших подходов, содержащихся в отечественной и мировой научной литературе.
Методы исследования. Теоретической и методологической основой проведённого исследования послужили труды классиков экономической науки, работы современных отечественных и зарубежных учёных-экономистов, исследующих вопросы формирования потребительского выбора в краткосрочном периоде и долгосрочной перспективе. В статье использованы как общенаучные методы познания, так и традиционные методы экономического анализа.
Основные результаты исследования: прослежена эволюция теоретических подходов к процессу формирования платёжеспособного спроса населения; осуществлена систематизация теоретических гипотез взаимосвязи доходов и потребительского выбора, обоснована приоритетность факторов детерминации спроса при осуществлении прогнозирования его объёма и структуры.
This study is relevant due to the need to develop the theoretical-methodological approaches to analyzing and forecasting the dynamics of the factors that determine the volume and structure of the effective demand of the population in the situation when the consumer market is unstable.
The aim here is to study the evolution of views on the formation of consumer choice in the economic theory, systematize the most important theoretical approaches and analyze their transformation in the conditions of increasing strategic risks.
The subject of the study is the notion of money incomes of the population, their classification, and identification of the extent to which the factors of economic, social and psychological nature affect the demand.
The novelty of the study is that it systematizes the basic concepts of consumer choice with taking into account the most recent approaches contained in the domestic and world academic literature.
Research methods: the study is theoretically and methodologically based on the works of classic and contemporary domestic and foreign economists on the issues of forming consumer choice in the short term and the long run. The study employs both general scientific methods of cognition and conventional methods of economic analysis.
Key findings: the evolution of the theoretical approaches to the process of forming the populations effective demand is traced; the theoretical hypotheses of interconnection of incomes and consumer choice are systematized; the priority of the factors determining the demand when forecasting its volume and structure is substantiated.
Ключевые слова: совокупные и номинальные доходы населения, межвременный выбор, демонстрационный эффект, гипотеза относительного дохода как версия перманентного дохода, психологическая экономика, экономическая рациональность Keywords: aggregate and nominal incomes of population, intertemporal choice, demonstration effect, hypothesis of relative income as a version of permanent income, psychological economics, economic rationality
Литература:

1. Решетникова, Е.Г. Проблемы измерения социально-экономической дифференциации / Е.Г. Решетникова // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2010. №3. С. 85-87.
2. Политика доходов и качества жизни населения / Под ред. Н.А. Горелова – СПб: Питер. 2003. С. 47.
3. Тарануха, Ю.В., Землякова, Д.Н. Микроэкономика / Ю.В. Тарануха, Д.Н. Землякова // М.: Дело и Сервис. 2002. С. 247.
4. Хайман, Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение / Д.Н. Хайман // Т. 1-2.
5. Кейнс, Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег / Дж. М. Кейнс // М.: Госизинмит. 1948.
6. Максимова, В.Ф., Шишов, В.Л. Рыночная экономика. Теория рыночной экономики / В.Ф. Максимова, В.Л. Шишов // Макроэкономика. М.: СОМИНТЭК. 1992.
7. Антипина, О.Н. Потребительское поведение и рыночное ценообразование в информационной экономике под воздействием долгов / О.Н. Антипина // Вестник Московского ун-та. Серия 6. Экономика. 2014. №1. С. 19-35.
8. Райцин, В.Я. Модели планирования уровня жизни / В.Я. Райцин // М.: Экономика. 1987. С. 197.
9. Crescenzi, T. Beyond the Keynesian Endpoint: Crushed by Credit and Deceived by Debt – How to Revive the Global Economy / Т. Crescenzi // NJ, 2012. Р. 189.
10. Kahneman, D., Tversky, A. Subjective Probability: a Judgment of Representativeness / D. Kahneman, А. Tversky // Cognitive Рsychology. 1972. vol. 3. Р. 430-454.
11. Решетникова, Е.Г. Закономерности формирования платёжеспособного спроса населения региона / Е.Г. Решетникова // Вестник СГТУ. 2008. № 2(32). Выпуск 1. С. 223.
Скачать файл: Скачать