КУЛЬТУРА ПОТРЕБЛЕНИЯ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА МИКРОУРОВНЕ Culture of food consumption as a food security factor on the microlevel
Мореханова М.Ю., к.социол.н., ИАгП РАН M. Morekhanova, candidate of sociological sciences, IAgP RAS
В статье рассматривается роль культуры потребления продовольствия как одного из основных факторов перехода к здоровому типу питания, повышения качества и безопасности потребления на уровне домохозяйств. На основе анализа динамики структуры и сбалансированности питания городских и сельских домохозяйств, дифференцированных по уровню благосостояния, отношению различных групп населения к необходимости контроля за качеством и режимом питания, делается вывод о недооценке значимости культуры потребления в трансформации потребительских предпочтений. Исследование современных моделей потребления продуктов питания, условий и факторов формирования потребительской культуры, механизмов влияния трансформации внешней среды на процессы ее развития является необходимым условием повышения эффективности государственной политики в области здорового питания населения. The paper addresses the role of culture in food consumption as a major factor of transition to a healthy type of nutrition, better quality and safety of consumption on the household level. Having analyzed the dynamics of the structure and balance of nutrition for the urban and rural households differentiated by the level of well-being and attitudes of different population groups to the need for quality and diet control, the author comes to the conclusion that the importance of consumption culture in the transformation of consumer preferences is underestimated. Studying the current food consumption patterns, conditions and factors of forming the culture of consumption and effects of external environment transformations on the processes of its evolution is a sine qua non of improving the efficiency of the public policy in the field of healthy nutrition.
Ключевые слова: городские и сельские домохозяйства, культура потребления, продукты питания Keywords: urban and rural households, culture of consumption, food products
Список литературы:
1. Ильин В. Поведение потребителей. Краткий курс. - СПб, 2000. - 200 с.
2. Вторушина А.В. Региональные особенности становления общества потребления в России: анализ структуры питания // Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. Т. 14. № 5. С. 252-259.
3. Откуда пошла культура потребления. mixednews.ru. Архив данных.URL: http://mixednews.ru/archives/31969
4. Потребление продуктов питания в домашних хозяйствах в 2011 г. (по итогам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств). Стат. сборник, М., 2011, 69 с.
5. Тутельян В.А., Батурин А.К. Здоровое питание - основа здорового образа жизни. Материалы доклада на Втором форуме с международным участием по профилактике неинфекционных заболеваний и формированию здорового образа жизни «За здоровую жизнь», Екатеринбург, 6-7 июня 2013 г. URL: http://www./ http://for-healthy-life.ru/forums/ekaterinburg
6. Мореханова М.Ю. Потребительское поведение сельского населения на рынке продовольствия: традиции и современность // Региональные агросистемы: экономика и социология. Ежегодник / Саратов: ИАгП РАН, 2012. № 2. URL: http.//www.iagpran.ru
7. Данные всероссийского опроса ВЦИОМ 12.05.2013 г. URL: http://wciom.ru/zh/print_q.php?s_id=906&q_id=62969&date=12.05.2013
8. Волчкова Л., Ганскау Е. Образцы семейного питания как фактор формирования социальных отношений и потребительских предпочтений на рынке продовольствия // Телескоп. Наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев. №1, 2011. С. 34-49.
Скачать файл: Скачать