ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ДЛЯ ОБОСНОВАНИЯ ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ The use of strategic analysis in determining the prospects of agricultural servicing cooperation
Бурлаков В.Б., к.э.н., ИАгП РАН V. Burlakov, candidate of economic sciences, IAgP RAS
Обоснована целесообразность разработки новых инструментов стратегического анализа развития сельскохозяйственной потребительской кооперации, адекватных современным социально-экономическим условиям. Рассмотрены количественные и качественные параметры, позволяющие оценить уровень развития данной формы и степень её влияния на повышение производительности и эффективности аграрного сектора экономики. Предложено, наряду с используемыми показателями, ввести в стратегический анализ показатели удельного веса кооперированных сельских товаропроизводителей, показатели роста объёмов производства и прибыли у них, в сравнении с некооперированными субъектами АПК, показатели удельного веса кооперативного сектора рынка, численности наёмного персонала кооперативов и др. Выявлены и предложены для введения в анализ внешние и внутренние факторы влияния в авторской классификации. Дана системная оценка современного состояния сельскохозяйственной потребительской кооперации и проанализированы основные факторы сдерживания её развития, обусловленные неадекватностью правовых, организационно-экономических и социальных механизмов. Существенное увеличение финансовой поддержки сбытовых, снабженческих и обслуживающих кооперативов обосновано в качестве одного из приоритетных способов переформатирования в условиях членства в ВТО политики господдержки товаропроизводителей АПК в сторону использования преимущественно косвенных мер. В качестве мер по корректировке Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия даны предложения об обозначении в ней «Развития сельскохозяйственной потребительской кооперации» в числе одного из приоритетных направлений развития сельского хозяйства и введении в Программу в качестве индикаторов оценки мер по развитию данной формы рекомендуемых показателей. The expediency of developing new instruments of strategic analysis of the development of agricultural servicing cooperation that are adequate to the current social-economic conditions is shown in the paper. The quantitative and qualitative parameters that enable to estimate the rate of its development and its contribution to the agricultural sector’s productivity and efficiency are studied. It is suggested that, along with the indicators already used, strategic analysis should account for the fraction of cooperated rural producers, their growth in production and profit as against their non-cooperative colleagues, the cooperative sector’s market share, the number of hired workers in cooperatives and etc. The author picks out and makes a classification of external and internal factors of influence that should be included in the analysis. He also makes a systemic assessment of the current state of agricultural servicing cooperation and analyses some major constraints that are a consequence of imperfection of the legal, administrative, social and economic mechanisms. A substantial increase in financial support for marketing, supply and servicing cooperatives is considered a priority way of reformatting the state support to agricultural producers in favor of indirect measures predominantly in the time of WTO membership. It is also suggested that the State Program for Development of the Agriculture and Regulation of the Markets for Agricultural Products, Feedstuff and Food should be so revised as to highlight the “Development of Agricultural Servicing Cooperation” as a priority area of agricultural development and to include the recommended indicators for measuring the efficiency of development actions.
Ключевые слова: сельскохозяйственная потребительская кооперация, стратегический анализ развития, методологические подход Keywords: agricultural servicing cooperation, strategic analysis of development, methodological approaches
Список литературы:
1. Бурлаков В.Б. Инновационный потенциал сельскохозяйственной потребительской кооперации // Вестник СГТУ, 2012. – № 1 (63). Вып. 1. – С. 253-259.
2. Бурлаков В.Б. Роль сельскохозяйственной потребительской кооперации в инновационном развитии АПК // Региональные агросистемы: экономика и социология: Ежегодник. – Саратов: ИАгП РАН, 2009. - № 1. – URL. http:// www.iagpran.ru
3. Стратегический анализ. – URL. http:// www.otherreferats.allbest.ru
4. Отчёт о научно-исследовательской работе «Теоретическое обоснование социально-экономических приоритетов обеспечения продовольственной безопасности России в условиях глобальных интеграционных процессов» (заключительный) / № госрегистрации 01201252029. – Саратов, 2013. – Институт аграрных проблем РАН. – Разд. 2.4 «Стратегия развития сельскохозяйственной потребительской кооперации» – С. 91-104.
Скачать файл: Скачать